АКТЮБИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.БАИШЕВА

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных,
социально-ответственных кадров для инновационного развития экономики Казахстана

Кафедра «Педагогики и психологии»

Мустояпова Алтынгуль Сарсеновна

завкафедрой, к.п.н., доцент 

 

 Дни приема заведующего кафедрой
День недели Время 
Понедельник  15.00-18.00 
Вторник  15.00-18.00  
Среда  15.00-18.00  
Четверг  15.00-18.00  
Пятница  15.00-18.00 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра Педагогики, психологии и предметных технологий Актюбинского университета имени Сактагана Баишева была образована 23 января 2012 года (Приказ № 7). По приказу №117 от 29 августа 2016 г. данное структурное подразделение было преобразовано и переименовано как кафедра «Педагогика и психология».

Кафедра осуществляет подготовку кадров по дневной, дистанционной и заочной формам обучения по специальности 5B010300 «Педагогика и психология».

Кафедра укомплектована высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Численность основного состава ППС на начало (сентябрь) 2016 года составляет 10 человек, из них 1 доктор наук, 4 кандидата наук, 5 магистров.

  1. Мустояпова А.С.,завкафедрой, к.п.н., доцент
  2. Терегулов Ф.Ш.,д.п.н., профессор
  3. Миралиева А.Ж.,к.пс.н., старший преподаватель, Ph.D
  4. Токжанова А.М.,к.п.н., доцент университета
  5. Туребаева Б.З.,к.п.н., старший преподаватель
  6. Имагамбетова А.А., магистр, старший преподаватель
  7. Комарова Д.Т., магистр, старший преподаватель
  8. Мамбеталина А.А., магистр, старший преподаватель
  9. Изтлеуова С.Ш. магистр, старший преподаватель
  10. Шуриева А.Б., магистр, старший преподаватель
  11. Байкелова Б.Ә. магистр, преподаватель
  12. Кангерей М.Б. магистр, преподаватель

Кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Мустояпова Алтынгуль Сарсеновна. За многолетний добросовестный труд и плодотворную работу в области педагогики по итогам республиканского конкурса А.С. Мустояповой было присвоено звание «Лучший преподаватель вуза». Под руководством заведующей кафедры преподаватели ведут учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу.

МАТЕРИАЛЬНО-БАЗОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Кафедра располагает учебной лабораторией «Теоретическая и прикладная психология» (кабинет № 303), специализированным кабинетом «Педагогика»  (кабинет № 312) и центром психолого-педагогической службы (кабинет № 119), соответствующими профилю преподаваемых дисциплин. Лаборатории оснащены необходимым минимумом лабораторного оборудования, достаточным для проведения лабораторных работ в объеме, предусмотренном учебным планом и рабочими программами по дисциплинам кафедры. Основное направление центра психолого-педагогической службы освоение и апробация психодиагностических методик. Волонтерами центра проводятся психологические тесты, тренинги со студентами 1-х курсов.

НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

На кафедре «Педагогика и психология» ведутся исследования по следующим научным направлениям: «Психолого-педагогические условия формирования креативной личности», «Диагностическое исследование индивидуально-психологических качеств новобранцев», «Формирование коммуникативной компетентности студентов неязыковых специальностей», зарегистрированные в НЦНТИ (0115РК03074), которые являются основой для совместных научных проектов, подготовки научных статей, докладов, рационализаторских предложений.

ППС кафедры вносит большой вклад в развитие образования и науки, что подтверждается количеством научных семинаров, конференций и публикаций. Д.п.н., проф. Ф.Ш.Терегулов опубликовал более десяти научных трудов: «Передовой педагогический опыт»; «Учителю о передовом педагогическом опыте»; «Материя и ее сознание»; «Теоретическая педагогика»; «Формирующая биосоциальная педагогика»; «Образование третьего тысячелетия»; «Генетическая теория Вселенной»; «Методологическое моделирование эволюции Вселенной»; «Теория всего сущего» Altaspera,Canada.; «Theory of Everything» и т.д.

Завкафедрой  А.С.Мустояпова подготовила и издала следующие учебные и учебно-методические пособия: методическое пособие «Организация воспитательной работы на начальной ступени 12-летней школы» МОН РК Астана.; учебное пособие «Студенттердің танымдық іс-әрекетін ұйымдастыру», Ақтөбе; учебное пособие «Тұлғааралық қарым-қатынас теориясы»; учебно-методические пособие: «Студенттердің оқу-танымдық мотивациясын қалыптастыру», которое получило рекомендацию Республиканской учебно-методической секциии и др.

К.пс.н., ст.преподаватель Миралиева А.Ж. издала учебное пособие «Әлеуметтік психологиялық тренинг: теория және тәжірибе».

К.п.н, доцент Токжанова А.М. является автором учебного пособия «Русский язык для иностранных студентов», «Практический курс русского языка», «Пропедевтика русского языка», «Практикум по развитию речи иностранных студентов», «Современный русский язык». Британское издательство «Macmillan education» выпустило учебно-методический комплекс (УМК) Токжановой А.М. «Tiger time». Данный УМК по английскому языку, предназначенный для учеников 1-2 классов общеобразовательных школ РК, включает учебник и рабочую тетрадь для учеников и методическое пособие для учителей.

Существенное место в работе кафедры занимает участие в международных, республиканских и региональных конференциях, семинарах и круглых столах и т.д. Результативность работы ППС и их высокий научный потенциал показывают статьи и монографии преподавателей, опубликованные в научных журналах Республики и зарубежья.

К.п.н, ст. преподаватель Туребаева Б.З. работает в грантовом проекте«Формирование межэтнической толерантности в языковом поликультурном образовательном пространстве аграрного вуза» (Грант МОН РК, 2015-2017 г.), она также является обладателем гранта «К диалогу культур через русский язык», учрежденного Фондом «Русский мир» (РФ, г.Москва2012 г.).

В 2016 году магистр, ст. преподаватель Шуриева А.Б. стала победителем конкурса научно-исследовательских проектов «Лучший молодой ученый Актюбинской области - 2016» с темой «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в условиях инклюзивного образования».

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу по нескольким направлениям:

1) Актуальные проблемы компетентностного подхода при подготовке педагогических кадров в высшем учебном заведении;

2) Научно-методические основы формирования полилингвальной личности студентов неязыковых специальностей.

Внутри каждой темы выделяются подтемы, уточняющие основные направления.

Существенное место в работе кафедры занимает участие в конференциях (внутривузовских, региональных, республиканских, международных), семинарах, «круглых столах» и т.п. ППС кафедры публикует результаты своих исследований в монографиях, научных журналах и сборниках.

Кафедра принимает активное участие в:

  • оценивании научных проектов на конкурсах МАН, городских и областных олимпиадах;
  • рецензировании работ школьных учителей и вузовских преподавателей.

Темы научных работ профессорско-преподавательского состава кафедры

ФИО ППС

Тема научной работы

1

Мустояпова  А.С.

«Қазіргі кезеңде жоғары сынып оқушыларының танымдық белсенділігін қалыптастырудың педагогикалық шарттары»

2

Терегулов Ф.Ш.

«Передовой педагогический опыт», «Методологические проблемы развития образования»

3

Миралиева А.Ж.

«Ж.Аймауытовтың психологиялық көзқарасы»

4

Туребаева Б.З.

«Прецедентные феномены как средство формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку учащихся старших классов казахской школы»

5

Токжанова А.М.

«Обогащение речи учащихся глагольной метафорой на уроках русского языка в старших классах школ с казахским языком обучения»

6

Комарова Д.Т.

«Оқушылардың рухани-адамгершілік құндылықтарын қазақтың ұлттық мұралары негізінде қалыптастыру»

7

Имагамбетова Ә.А.

«Қазақ халқының сәндік-қолданбалы өнерін жоғары класс оқушыларының еңбек мәдениетін қалыптастыруда пайдалану»

8

Мамбеталина Ә.Ә.

«Оқушылардың этникалық толеранттылығының  қалыптасуы»

9

Изтлеуова С.Ш

«Болашақ мұғалімдерді шешендікке даярлаудың педагогикалық шарттары»

10

Шуриева А.Б.    

«Психология развития успешности студентов в процессе обучения в Вузе»

 

Кафедра поддерживает постоянные творческие связи с родственными кафедрами вузов города, страны.

Международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности кафедры и важным инструментом в обеспечении качества образования и его соответствия международным стандартам. Международная деятельность осуществляется через сотрудничество с Башкирским государственным педагогическим университетом, на основе данного сотрудничества организовываются научно-практические семинары и конференции, обмен преподавательскими кадрами.

В целях развития студенческой мобильности АУ им. С.Баишева сотрудничает с такими университетами как БГПУ им. М.Акмуллы, Западно-Казахстанский инновационный технологический университет, КазНПУ им. Абая, Казахстанский инженерно-педагогический университет дружбы народов города Шымкент.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Кафедра Педагогики и психологии осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин: подготовка учебников, учебных пособий, разработка учебно-методических материалов по проведению всех видов учебных занятий, а также других руководств и пособий, предусматривающих использование наиболее целесообразных форм и методов преподавания. Обращает на себя внимание рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование технических средств обучения, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.

Кафедра занимается организацией и проведением научно-методических семинаров «Студенттердің ғылыми-зерттеу жұмыстары», «Психологическая служба в школе: теория и практика», «Дистанционные технологии в обучении». Обмен педагогическим и профессиональным опытом, информацией и знаниями на заседаниях методического семинара помогает преподавателям успешно использовать новые подходы в обучении студентов.

Имея фундаментальную научную подготовку, ППС кафедры обеспечивает преподавание дисциплин на высоком научно-методическом уровне, используя в учебном процессе современные методы и интерактивные формы обучения.

Кафедра использует различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов потребителя образовательной программы: лекции, семинарские и групповые занятия, ролевые игры, проектные технологии, «круглый стол», дискуссии, ситуативный анализ (кейс-анализ), информационно-коммуникационные технологии и т.д.

В учебной работе кафедры на всех этапах ее развития первостепенное место занимала теоретическая и практическая подготовка студентов к психолого-педагогической работе.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Большое внимание на кафедре уделяется воспитательной работе как важнейшей составляющей учебного процесса. Воспитательная работа направлена на формирование творчески развитой, целостной личности, умеющей самостоятельно формулировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций.

Проводятся обобщающие тематические занятия, дающие широкую информацию и закладывающие у студентов прочные знания о Казахстане и его культуре в самых ярких формах. Преподаватели кафедры помогают студентам освоиться в учебно-научной среде, организуя познавательные экскурсии в библиотеки, музеи, театры города.

Организация воспитания осуществляется:

- через предметное содержание дисциплин, проведение кураторских часов;

- через посещение Дома престарелых, Детского дома (организация студентами концертных номеров, проведение диагностических и коррекционных мероприятий, сбора гуманитарной помощи и др.);

- проведение тренинговых занятий по профилактике зависимостей, коррекции эмоциональной сферы, командообразования в рамках работы Центра психологической службы и др.);

- через проведение бесед на нравственно-этические темы со студентами, проживающими в общежитии.

Воспитательная работа проводится по следующим направлениям:

  1. Познавательно-развивающее воспитание.
  2. Спортивно-оздоровительное воспитание.
  3. Духовно-нравственное воспитание.
  4. Трудовое и экологическое воспитание.
  5. Гражданско–патриотическое и правовое воспитание.
  6. Экономическое знание и воспитание.
  7. Эстетическое воспитание и др.

Воспитательную работу с группами по специальностям кафедры осуществляют 10 кураторов:

  • Мустояпова А.С. (ПжП- 101)
  • Шуриева А.Б. (ПжП-102)
  • Комарова Д.Т. (ПжП-201)
  • Изтлеуова С.Ш. (ПжП-202)
  • Мамбеталина А.А. (ПжП-203)
  • Миралиева А.Ж. (ПжП -301)
  • Токжанова А.М. (ПжП -302)
  • Туребаева Б.З. (ПжП-303)
  • Айбасова Ж.А. (ПжП-401)
  • Имагамбетова Ә.А. (ПжП -402)

 

При кафедре действуют кружки «Жас психолог», «Тұмар» и клуб для девушек «Сырғалым».

Цель кружка:

  1. Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов ре­зерва исследователей, развитие их познавательных потребностей и способностей;
  2. Формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе проведения ими психологических исследований.

Совместно с руководителями кружка студенты занимаются научно-исследовательской работой. В целях улучшения психологического климата студенческих групп члены кружка применяют тренинговые упражнения «Сплочение коллектива», «Деловое общение», «Управление стрессом», «Управление временем», «Тренинг выработки навыков уверенного поведения».

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКАЛАВРАПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

5В010300 - Педагогика и психология

Сферой профессиональной деятельности бакалавра педагогики и психологии выступают учреждения образования (дошкольные учереждения, начальная ступень общеобразовательной школы, педагогические колледжи, институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, департаменты образования).

Областью профессиональной деятельности бакалавра педагогики и психологии являются: проектирование учебного воспитательного процесса в образовательных учреждениях; психолого-педагогические исследования по проблемам личностного и социального развития воспитанников; разработка развивающих и корректирующих программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Сферы профессиональной деятельности выпускника по специальности 5В010300 – Педагогика и психология:

  1. Учебно-воспитательная:
  2. Научно-методическая:

- выполнение научно-методической работы;

- участие в работе научно-методических объединений;

- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

- организация научно-исследовательской работы с педагогами и воспитанниками образовательных учреждений;

- участие в проектировании и информационно-диагностической деятельности.

  1. Культурно-просветительская:

- формирование общей культуры учащихся;

- широкое распространение культурологических, антропологических, психолого-педагогических, экологических знаний среди педагогов образовательного учреждения, родителей и населения;

- формирование у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.

  1. Организационно-управленческая:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательно-воспитательного процесса, умелое применение здоровьесберегающих технологий;

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

- организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях образовательного учреждения и семьи;

- ведение учебной документации;

- участие в самоуправлении и управлении коллективом педагогов образовательного учреждения;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- организация и контроль педагогического процесса;

- координирование взаимодействия между представителями науки и практики.

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300-«Педагогика и психология» являются:

- дошкольные организации всех типов (детские сады, ясли-сады, ясли);

- общеобразовательные школы, в том числе школы-лицеи, школы-гимназии, малокомплектные школы, санаторные школы, спортивные школы, детские дома;

- специальные коррекционные организации (школы-интернаты, классы для детей и подростов с ограниченными возможностями;

- средние профессиональные учебные  заведения (колледжи).

Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавры по специальности 5В010300 «Педагогика и психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- диагностическую– изучение личности школьника, результатов обучения, воспитания и развития;

- организационно-технологическую (организация процесса обучения и воспитания на основе педагогических технологий);

- управленческо-педагогическую (взаимодействие в системе  «субъект-субъект», менеджмент в образовании);

-проектную (моделирование образовательного процессав дошкольном учреждении, школе и колледже);

- научно-исследовательскую (творческий поиск в решении проблем образования, изучение педагогического опыта,  рефлексия).

Задачи профессиональной деятельности выпускника

- выполнение социального заказа общества по развитию и формированию личности обучающихся;

- повышение уровня качества образования в соответствии с требованиями отечественных и мировых стандартов;

- овладение передовой психолого-педагогической технологией и внедрение ее в практическую деятельность;

- организация и проведение научно-исследовательской деятельности в области педагогики и психологии;

- формирование у обучающихся профессиональных компетенций,знаний, умений и навыков по дисциплинам, предусмотренным ОП.

Новости кафедры

Я – волонтер ЭКСПО 2017!