АКТЮБИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.БАИШЕВА

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных,
социально-ответственных кадров для инновационного развития экономики Казахстана

Кафедра «Дошкольное воспитание и начальное образование»

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ  

 

С 2016 года кафедра Дошкольного воспитания и начального образования Актюбинского университета имени С.Баишева является выпускающей кафедрой для специальностей 5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание», 5B010102 «Педагогика и методика начального обучения»

С момента получения лицензии 2012 года набор и подготовка студентов по данным образовательным программмам «бакалавриата» осуществлялась кафедрой «Педагогики, психологии и предметных технологий».

Кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент – Тойбазарова Н.Ә.

Тойбазарова Нағимаш Әмірханқызы, к.п.н., доцент

 

 Дни приема заведующего кафедрой
День недели Время 
Понедельник  15.00-18.00 
Вторник  15.00-18.00  
Среда  15.00-18.00  
Четверг  15.00-18.00  
Пятница  15.00-18.00 

В январе 2017 года специальности 5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание»,

5B010102 «Педагогика и методика начального обучения»   успешно прошли специализированную аккредитацию НААР с продлением образовательной лицензии на последующие пять лет.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

5B010100 - Дошкольное обучение и воспитание 

Образовательные траектории:

"Воспитатель дошкольного учереждения"

"Дефектолог-логопед" 

Сфера профессиональной деятельности:

Сфера профессиональной деятельности выпускников специальности - область образования: воспитание, обучение и формирование детей дошкольного возраста в соответствии с Базовым минимумом содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от года до шести лет.

Объекты профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются организации образования, дошкольные организации, мини-центры, педагогические колледжи, департаменты управления образованием, институты повышения квалификации.

Предметы профессиональной деятельности.

Предметами профессиональной деятельности являются: цели, задачи, содержание, формы организации обучения и воспитания, результаты, пути реализации требований концепции развития образования Республики Казахстан.

Виды профессиональной деятельности:

- образовательная (педагогическая) - воспитание, обучение, развитие и формирование личности дошкольника; организация процесса воспитания и обучения, управление педагогическим процессом; диагностика, коррекция, прогнозирование результатов педагогической деятельности; изучение, обобщение, распространение передового опыта в сфере дошкольного образования.

Функции профессиональной деятельности:

Функциями профессиональной деятельности бакалавра дошкольного обучения и воспитания являются: организация разнообразной деятельности детей дошкольного возраста, управление процессом формирования и развития личности. 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

5В010200 – Педагогика и методика начального обучения

 

Образовательные траектории:

"Учитель казахского языка в начальной школе с русским языком обучения"

"Учитель русского языка в начальной школе с казахским языком обучения" 

Сфера профессиональной деятельности:

Сферой профессиональной деятельности бакалавра педагогики и методики начального обучения выступают учреждения образования (начальная ступень общеобразовательной школы, педагогические колледжи, институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, департаменты образования).

Объекты профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности бакалавра 5В010200 – Педагогики и методики начального обучения являются педагогический процесс в общеобразовательных школах первой ступени всех типов и методическая работа в учреждениях образования.

Предметы профессиональной деятельности:

Предметом профессиональной деятельности 5В010200 – Педагогики и методики начального обучения является реализация требований концепции развития образования Республики Казахстан в условиях организации педагогического процесса первой ступени общеобразовательных школ и методической работы в учреждениях образования.

Виды профессиональной деятельности:

Бакалавры специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- диагностическую – изучение личности школьника, результатов обучения, воспитания и развития;

- организационно-технологическую (организация процесса обучения и воспитания на основе педагогических технологий);

- управленческо-педагогическую (заимодействие «субъект - субъект», менеджмент в образовании);

- проектную (моделирование образования в начальной школе);

- научно-исследовательскую (творческий поиск в решении проблем образования, изучение педагогического опыта, рефлексия).

Функции профессиональной деятельности:

Функции профессиональной деятельности учителя начальных классов: организовать субъектную деятельность младших школьников и управлять процессом формирования и развития личности.

 

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ КАФЕДРЫ

 

Кафедра укомплектована высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Численность основного состава ППС на начало 2017-2018 учебного года составляет 16 человек, из них 10 кандидатов наук, 6 магистров:

 

Ф.И.О. преподавателя

Должность

Ученая степень, звание

1.

Тойбазарова Нағима Әмірханқызы

Зав. кафедрой

к.п.н., доцент

2.  

Демеуов Әскер Шуршитұлы

Доцент кафедры

Кандидат пед.наук

3. 

Айбасова Жұлдыз Абдрашитқызы

Доцент кафедры

Кандидат мед. наук

4.  

Кабиева Айшагүл Әділгерейқызы

Доцент кафедры

Кандидат мед. наук

5.

Кульбаева Бақыт Сағындыққызы

Ст. преподаватель

Кандидат пед.наук

6.  

Усов Анатолий Владимирович

Ст. преподаватель

Кандидат пед.наук

7. 

Яппарова Гульфия Муратовна

Ст. преподаватель

Кандидат пед.наук

8. 

Бодыкова Ирина Наватовна

Доцент кафедры

Кандидат пед.наук

9. 

Нуржанова Мария Нарынбайқызы

Доцент кафедры

Кандидат пед.наук

10. 

Майдангалиева Жұмагүл Алдиярқызы

Ст. преподаватель

Кандидат пед.наук

11. 

Өтемісова Гүлмира Үкітайқызы

Ст. преподаватель

Магистр

12. 

Кұлдан Шамшырақ Сейсенбіқызы

Ст. преподаватель

Магистр

13. 

Тореханова Гүлжаһан Маратқызы

Ст. преподаватель

Магистр

14. 

Альситова Әсемгүл Бақтығалиқызы

Ст. преподаватель

Магистр

15. 

Жумабек Тұрсынкүл Сырманқызы

Ст. преподаватель

Магистр

16. 

Бакытжанова Жақсылық Еламанқызы

Преподаватель

Магистр

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

 

               При кафедре «Дошкольного воспитания и начального образования» функционируют  творческая мастерская «Теория и методика дошкольного образования» (419) и педагогический кабинет «Методика начального обучения» (421) В учебном кабинете, в соответствии с его назначением, формируется учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в форме учебно-методических комплексов, учебно-наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала. Учебные кабинеты оснащены необходимым минимумом оборудования и материалов, достаточным для проведения лекционных и практических занятий в объеме, предусмотренном учебным планом и рабочими программами по дисциплинам кафедры.

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

Научно-исследовательская  работа кафедры является неотъемлемой частью целостной научно-педагогической работы университета. Кафедра «Дошкольное воспитание и начальное образование» обладает высоким научным потенциалом.

 

Научные направления исследовательских работ преподавателей кафедры:

  • к.п.н., доцент Тойбазарова Нагимаш Амирхановна «Жаңартылған білім мазмұны аясында бастауыш сыныпта қазақ тілі пәнін оқыту әдістемесі»,
  • к.п.н. Кульбаева Бакыт Сагындыковна «Бастауыш сынып оқушыларын еңбексүйгіштікке тәрбиелеудің этнопедагогикалық негіздері»
  • к.п.н. Демеуов Аскер Шуршитович «Қазіргі кезеңде жоғары оқу орындары студенттерінің өзіндік оқу іс-әрекетін ұйымдастырудың ғылыми практикалық негіздері» (физика-математика курстары үлгісінде),
  • к.п.н. Усов Анатолий Владимирович «Типологическая характеристика физической подготовленности и методика совершенствования двигательных качеств у учащихся младшего школьного возраста»,
  • к.мед.н. Айбасова Жулдыз Абдрашитовна «Охрана здоровья подрастающего поколения и основы педагогического воспитания, взаимосвязь между педагогическим воспитанием детей и анатомо-физиологическими особенностями, некоторые разделы педагогики и медицины»
  • к.п.н. Яппарова Гульфия Муратовна «Развитие социальной компетентности личности в онтогенезе»,,
  • к.п.н Бодыкова Ирина Наватовна «Болашақ мұғалімдердің кәсіби дайындық жүйесі, экологиялық тәрбие, білім беру жүйесінің өзекті мәселелері»
  • к.п.н. Майдангалиева Жумагул Алдияровна «Литературное развитие детей дошкольного и младшего возраста в условиях обновленного образования».

 Магистерские диссертации и темы исследовательских работ:

  • Тореханова Гулжахан Мараткызы «Ақтөбе облысы топонимдерінің лингво-стилистикалық сипаты»,
  • Жумабек Турсынгүл Сырманкызы «Бастауыш мектеп мұғалімдерінің имиджін қалыптастырудың педагогикалық-психологиялық ерекшеліктері»,
  • Альситова Асемгул Бактыгалиевна «Бейінді оқыту бағытында жоғары класс оқушыларын мамандық таңдауға үйрету жолдары»
  • Бакытжанова Жаксылык Еламановна «Колледждегі конфликтологияны шешу ерекшеліктері».
  • Утемисова Гульмира Укатаевна «Проведение индивидуального и группового консультирования с целью развития личной эффективности с применением различных психотехнологий и нейро-лингвистического программирования»
  • Құлдан Шамшырақ Сейсенбіқызы «Қазақша дискурстың жанрлық ұйымдасу проблемалары» 

Существенное место в работе кафедры занимает участие в конференциях (внутривузовских, региональных, республиканских, международных), семинарах, «круглых столах» и т.п. ППС кафедры публикует результаты своих исследований в монографиях, научных журналах и сборниках. 

Зав.кафедрой, к.п.н, доцент Тойбазарова Н.А., является автором множества научных трудов в области методики и педагогики начального образования. Опубликовала свыше 100 научных и научно-методических статьи. Автор нескольких научных проектов и 18 учебно-методических пособий, 1 монографии: учебно-методический комплекс «Мерей» (для ускоренного обучения государственного языка детей и подростков) ; Учебники «Қазақ тілі» рекомандованные МОН РК (для 9-11 кл.общеобразовательных школ с русским языком обучения. 2010 г.Издательство «Елрун») и др.

Ст.преподаватель кафедры, к.п.н, Яппарова Г.М., является автором около 30 научных статей; монографии, изданной в Германии; учебных пособий (одно из которых рекомендовано МОН РК)

Ст.преподаватель кафедры, к.п.н, Кульбаева Б.С., издала учебное пособие «Каллиграфия». Автор более 35 научных трудов, изданных в сборниках научных конференций, в отечественных и зарубежных научных журналах. 

Ст.преподаватель кафедры, к.п.н, Майдангалиева Ж.А., является автором прикладного исследования на тему «Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы». Автор более 40 публикакаций: монографии, научных статей опубликованных в в научных изданиях с ненулевым импакт-фактором и сборниках научно-практических конференций, в том числе на английском языке за рубежом. 

Кафедра принимает активное участие в:

  • оценивании научных проектов на конкурсах МАН, городских и областных олимпиадах;
  • рецензировании работ школьных учителей и вузовских преподавателей. 

При кафедре Дошкольного воспитания и начального образования В 2016 году был основан студенческий научный кружок «Научное познание», руководителем которого является ст.преподаватель кафедры, к.п.н. – Майдангалиева Ж.А.

Стратегия деятельности НСК направлена на содействие работе кафедры в повышении уровня научной и профессиональной подготовки студентов; выявление и поддержка наиболее талантливых из них; формирование у студентов интереса и потребности к научному творчеству; развитие творческого мышления, научной самостоятельности, повышение внутренней организованности, сознательного отношения к учебе, углубление и закрепление полученных в процессе обучения знаний; освоение студентами методологии научного исследования.

Направления работы СНК:

  1. Подготовка студенческих научных докладов.
  2. Выступления и защита проектов на заседаниях кружка.
  3. Подготовка студентов к выступлению на конкурсах студенческих научных работ, студенческих научных конференций, олимпиад,
  4. Содействие членам кружка в участии в образовательных программах и стажировках.

 

Результатами плодотворной работы СНК, под руководством преподавателей кафедры в 2016-2017 учебном году более 50 юных исследователей участвовали в научно-практических конференциях республиканского и международного уровней, 5 студентов участвуют в конкурсе научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений  Республики Казахстан. Научно-исследовательские статьи были опубликованы в сборниках конференций, научных журналах, в Вестнике Актюбинского университета им. С. Баишева.

 

В ходе работы ІІІ Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (АУ им. С. Баишева), проведенной в рамках Недели Науки 10.04.-14.02.2017г.

 

Диплом студентки 3 курса Наренбаевой М.К., занявшей 1 место в Международном конкурсе интеллектуальных работ «Научный дебют: проект, исследования, поиск»

Грамота студента 4 курса Толенды Мейрамбека за активное участие ХІІІ Международной научной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «Ломоносов-2017»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

               Кафедра дошкольного воспитания и начального образования осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин: подготовка учебников, учебных пособий, разработка учебно-методических материалов по проведению всех видов учебных занятий, а также других руководств и пособий, предусматривающих использование наиболее целесообразных форм и методов преподавания. Обращает внимание на рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование технических средств обучения; оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.

                По всем учебным дисциплинам подготовлены, изданы и используются в учебном процессе учебно-методические комплексы, являющиеся авторскими, оригинальными разработками преподавателей кафедры.

            Проведению на высоком профессиональном и методическом уровне занятий, как со студентами, так и слушателями, повышающими свою квалификацию в университете, способствует и то, что преподаватели кафедры постоянно проходят  курсы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений г. Алматы, ближнего и дельнего зарубежья, обмениваются опытом с преподавателями других вузов в рамках научно-методических конференций и семинаров.

            Ежегодно пересматриваются и утверждаются на заседаниях кафедры тематики курсовых и выпускных квалификационных работ с целью их актуализации. Это позволяет ориентировать студентов на разработку научных проблем, имеющих реальную социально-педагогическую значимость для страны.

               На кафедре используются современные формы, методы, методики и технологии обучения. Наиболее активно преподавателями кафедры применяются деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций, тестирование, использование медиаинформационных технологий.

Кафедра осуществляет работу по постоянному повышению эффективности учебного процесса. К ним относятся применение инновационных методов обучения, компьютеризация учебного процесса, подготовка заданий, выполнение которых предполагает использование современных информационных технологий, применение активных и интерактивных методов обучения. Так, в 2016-2017г.  преподаватели кафедры провели значительную работу по подготовке презентаций и слайдов, используемых при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий.

 

 Большое внимание кафедра уделяет совершенствованию самостоятельной работы студентов. На кафедре применяются следующие формы самостоятельной работы студентов:

  • подготовка аналитических заключений,
  • подготовка докладов,
  • эссе,
  • рефератов и др.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется во время индивидуальной работы преподавателя со студентом, проводимой дополнительно с одним, несколькими или группой студентов и во время текущих семинарских и практических занятий. Во время индивидуальной работы преподаватели проводят текущие консультации по учебным дисциплинам; обсуждают результаты выполненных контрольных работ, итоговых работ, домашних заданий, эссе; происходит обсуждение и защита рефератов, проведение коллоквиумов, круглых столов, викторин, обсуждение выполненных кейс-стади, презентация их результатов и другие формы работы.

 

 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

              

               Кафедра активно занимается воспитательной работой, которая направлена на формирование творчески развитой, целостной личности, умеющей самостоятельно формулировать проблемы и практически решать их с высоких гражданских позиций.

Задачи воспитательной работы

Формирование у студентов отношения к учебе, как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – учителя начальных классов и педагоги дошкольного образования. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии.

Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности;
  • формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
  • освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях;
  • формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий;
  • формирование у студентов значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.

 

 При кафедре функционируют 2 кружка для студентов: учебно-методического направления «Молодой воспитатель» (руководитель Т.С.Жумабек) и «Клуб молодых мастеров» (руководитель А.Б.Альситова).

 

               Цель работы студенческого учебно-методического кружка «Молодой воспитатель» ознакомить обучающихся с целями, задачами, содержанием, принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основами психологии человека и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; методикой развития разных видов деятельности детей; особенностями анатомии и физиологии дошкольника и требованиями к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основами организации дошкольного учреждения и управления им.

 

               Студенческий кружок «Клуб молодых мастеров» был основан в 2016 году.

Программа кружка художественного творчества: представляет широкие возможности для ознакомления с различными техниками рукоделия и традиционными народными ремеслами; удовлетворяет потребности студентов реализовать свои способности; позволяет организовать досуг обучающихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений,  образного мышления и воображения.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: определять последовательность действий, сравнивать между собой предметы, оформлять работу. Проверка результатов проходит в форме выставок.

 Студенты в процессе работы на занятиях

Новости кафедры